Легендарная английская IDM-группа Orbital зародилась в глухом городке Sevenoaks в графстве Kent, где братья Phil (старшенький) и Paul (младшенький) Hartnoll имели счастье совместно родится (в 1964 и 1968 соответственно) и до определенного возраста проживать. В годы детства слушали панк - Crass, Dead Kennedys, Crucifix; электро - Severed Heads, Hula, Adrian Sherwood и хип-хоп... Картины юности были щедро заполнены "великолепными" пейзажеми британской глухомани, а также пристрастиями мамаши то к траве, то к транквилизаторам... Первые попытки подняться духовно над земными тяготами датируются 1988 годом, когда Пол Хартнолл выпустил пару треков для компиляции "House Sound Of London vol. 4" (FFRR Records) под алиасом D.S.Building. Но настоящую (причем неожиданную) известность группе принес трек "Chime", записанный в конце того же года. Первые 1000 копий этой пластинки, изданной в промо-целях лэйблом Oh-Zone, ушли с прилавков мгновенно. Через пару месяцев трек стал национальным техно-гимном. Неудивительно, что FFRR (саблэйбл London Records) в тот же год подписывают с обалдевшими от славы музыкантами контракт. Так братишки вышли на постоянную орбиту и начали свой долгосрочный полет... Первый безымянный альбом Orbital, известный как "Green Album" (сентябрь 1991) собрал все лучшее, написанное группой с 1988 года (включая живые выступления). Такие треки, как "Chime", "Midnight" и "Belfast", а также "Satan" (в американской версии релиза) сразу стали гимнами нового времени. Несмотря на восторженные возгласы со стороны английской прессы, это был просто очень хороший техно-альбом среди хороших техно-альбомов :). Ведь любая новая звуковая культура не может существовать без своих иконоподобных героев. Сейчас довольно трудно представить эстетику "рейв-движения" ранних 90-х - особенно человеку, не имеющему к ним отношение. Очередная "Кислотная Революция" перевернула с ног на голову стиль жизни европейской молодежи (а чуть позже и нашей тоже). Следует четко понимать, что техно-музыка (в обобщенном смысле "технократии": techno, house, trance и т.д.), при всей ее обособленной значимости вне контекста протеста, есть просто звуковой ряд к образу жизни "поколения Х". Категоричные электрические звуки, LSD, легкая любовь, свободные танцы на воле, мода на унисекс - все это лишь аттрибуты процессов более глубоких, - утопических, если хотите. Именно поэтому весь этот "техно-бум", порождение цифровых и компьютерных технологий, стал явлением одного десятилетия, плавно растворясь в клубной культуре с одной стороны и мэйнстриме (популярная музыка, дизайн, рекламная индустрия) с другой. Индустриальная синтетическая сказка стала реальностью... В 1992-1993 живые выступления стали главным козырем Orbital. Именно на этой благодатной почве вырастает второй безымянный альбом, известный как "Brown Album" (май 1993) - нарочисто танцевальный техно-пафос, с треками от золотом отлитых шедевров до поразительно провальных. Ситуация уникальная: ничего, по сути, не изобретая, группе удалось попасть в историю. Очень многих восхитила та наивная категоричность, с которой Orbital предстали в "Lush", "Impact" и "Walk now"... Да потому, что время было такое - наивное и категоричное! Из большинства разной степени "звездности" опусов этого альбома, выделяется настоящий бриллиант - трек, который каждый уважающий себя техно-гурман (или хотя бы поклонник фильма "Хакеры") знает наизусть, по нотам. Это, конечно же, "Halcyon +on +on", визитная карточка ранних Orbital - волшебная кислотная сказка, с нежно профильтрованным (до процесса мерцания) женским вокалом и незатейливой ритмикой с мелодикой. Почти "дословное" переложение на музыку состояния галлюциногенного наркотического трипа. В 1994 году, помимо выступления в радио-шоу Джона Пила ("Peel Sessions") и ударного лайва на фестивале в Гластонбери, увидел свет третий номерной альбом Orbital "Snivilisation". Именно на этом альбоме, совершенно неожиданно, братья Хартнолл раскрыли себя в качестве смелых звуковых исследователей. Переосмысленный взгляд на собственное наследие в "Sad But True" и абсолютно новый подход личного сочинительства НЕ танцевальной музыки: прямо-таки Крафтверовкие "Philosophy By Numbers" и фортепьянный "Kein Trink Wasser". Трек "Are We Here?" есть ни что иное, как jungle, "Forever" - downbeat electro, а "Quality Seconds" - и вовсе панк-рок!... "О да, я мерзкий тип. Но я могу себе это позволить". Одним из самых своеобразных неофициальных релизов Orbital является EP "Wasted/Belfast". История этого трека (а точнее - песни) весьма своеобразна, и даже курьезна. За много лет до релиза, Orbital отдали "Belfast" на Volume Records для размещения его в некой компиляции лэйбла. Каково же было удивления музыкантов, когда "Wasted/Belfast" вышел в 1995 отдельным EP, включающим оригинальный трек и сторонний ремикс. Более того, был снят замечательный клип (который, кстати, часто крутили в то время даже на наших музыкальных каналах), правда в несколько урезанном варианте, оставив за бортом легкие вокальные импровизации от Grant Fulton. И все это без участия Orbital... Надо признать, что песня просто великолепна. За основу взят собственно трек Belfast (с "Green Album"), на который наложен запоминающийся низкий мужской вокал. В мае 1996 Orbital достигают пика своего экспериментального полета и выпускают неоднозначный, потрясающе красивый и, безусловно, свой лучший альбом "In Sides" - золотую классику британского IDM. "Хотели сделать просто хороший танцевальный альбом", - говорит Фил Хартнолл. "Но приходя в студию, мы никак не могли переключиться и отделаться от страшной депресии, царившей в нашей жизни и в обществе вокруг. Эти настроения отразились на музыке..." Открывающий трек "The Girl With The Sun In Her Head", посвященный трагически погибшей Sally Harding, сразу обозначает непростую эстетику альбома. Звук биения сердца, как метроном, создает ритмическую структуру, которую поддерживают ломанные барабаны и нарочисто "грязные" синтезаторные мелодии. Следующий за ним "P.E.T.R.O.L" - самый танцевальный (и по контрасту слабый) трек альбом, откровенно исполненный в стиле big-beat. Но далее нас ждут только шедевры. Шикарный "The Box" начинается с незатейливой мелодии "из шкатулки", перерастающей в красивейший мягкий и грустный break-beat, полный недосказанной лирики. Следующий далее "Dwr Budr" делает мягкость еще более ощутимой, добавляя длинные полифонические темы на фоне и мерцающий женский вокал... Даунтемповый "Adnan's" подгатавливает к 24-минутному звуковому путешествию в "Out There Somewhere?". В этом треке собрано множество переплетающихся мелодий, причем и минорных и мажорных, сливающихся под конец в великолепный гармоничный ансамбль. И все это при непременном наличии фирменных (ровно выстроенных) "многоэтажных" ритмов. Начав с техно-транс импровизаций в первых альбомах, перейдя в область экспериментальных ритмов и мелодий в "Snivilisation", Orbital логично достигли завершенности в "In Sides". Этот релиз - взгляд со стороны на всю современную танцевальную культуру, которой музыканты отдали всё, так стремительно взлетев на вершину. Этот альбом-итог уходящей техно-эпохи есть осознание того, что все эти танцы - лишь "пир во время чумы". В многогранном соединении наркотического счастья и городской грусти есть больше страдания и желания убежать от реальности, чем позитивных эмоций. Именно этим прекрасен "In Sides", своей честностью, своим скрытым манифестом "поколения рейверов" - непонятых обществом изгоев, одержимых людишек, нашедших смысл жизни в синтетических звуках и странных танцах, убивающих их душу и тело. И именно поэтому все изданное Orbital после "In Sides" есть некий пост-фактум столь сильной и по-настоящему "настоящей" работы. Таким пост-фактумом стала коммерция, бич электроники наших дней, имеющая к творчеству лишь "прикладное" отношение. Получив заслуженную славу, будь готов к большим деньгам и нелепому увяданию. Механизм закрутился... История гласит, что продюсеры голливудского боевика "Святой" пригласили Orbital написать саундтрек к фильму, услышав их композицию "Satan". Фильм основан на американском шпионском сериале 60-х, оригинальная мелодия для трека "The Saint" была взята именно оттуда. Orbital справились блестяще, выпустив в апреле 1997 хороший коммерческий хит (3-е место в UK Chart), поднявший группу из андерграундной известности на общемировой уровень. Клип, рассказывающий о приключениях двух агентов в аэропорте (собственно Пол и Фил Хартнолл), принес еще больший успех (в частности на MTV). Два года ожидания принесли результат в виде альбома "Middle of Nowhere" (апрель 1999). Заглавный трек "Way Out" исключительно хорош - это гимноподобная и пафосная композиция, спасает которую великолепная труба. В остальных треках, исполненных в едином ключе, сильны влияния рок-музыки и такого популярного в то время стиля, как big-beat. Меня, если честно, альбом сильно разочаровал. Он прост, "как 3 копейки", при этом труден для прослушивания (несомненно являясь единым музыкальным произведением). Да и потанцевать на вечеринке под такую музыку вряд ли получится. О былом бриллиантовом блеске (если как следует присмотреться) напоминают лишь пара треков: "Nothing Left 1" и "Style". Обзывать плохим словом данный релиз не буду (в силу любви, черт побери, к этой группе!), скажу так - альбом весьма специфичен, "на любителя". Следующий релиз "Altogether" вышел в апреле 2001, и предсказуемо не вызвал позитивных телодвижений в среде электронных любителей. Первый трек "Tension" бумкает и драм-энд-бейсово охает, создавая тревожное отвлеченное настроение. Это начало фиаско. Далее "Funny Break", чем-то похожий на "Wasted/Belfast" - неплохой, в принципе, но совсем сырой и по мелодике слабый трек. Треки с 3 по 10 - это поп-диско-груви... Местами весело, но абсолютно всерьез невоспринимаемо. Зачем писать странное подобие юмористической музыки, если умеешь делать techno? Да еще грозиться переизданием в формате DVD 5+1 dolby surround Последний трек "Meltdown" почти заставляет поверить, что братья Хартнолл не иссякли полностью. Интригующее начало, сэмплы телефонных разговоров и печатающих машинок... и полное разочарование через несколько минут. Прослушав весь альбом, пытаясь вслушаться в звуки и переплетение ритмов, с разочарованием понимаешь, что от прежнего красивого Orbital не осталось и следа. Скажу даже больше - зачатки несостоятельности из "Middle of Nowhere" выросли в дерево позора. Отсюда рецепт от доктора Фrodo: слушайте "старый" Orbital. И пусть Вам будет хорошо. Без Altogether... В подтверждение ослабления музыкальных мотиваций, дуэт выпустил в июне 2002 альбом "Work 1989-2002". Тем самым группа сознательно подвела некую черту своему творчеству (два разжиревших и довольных жизнью мужика на фото слева: Пол и Фил Хартнолл летом 2003 года). Релиз искренне радует всеми хитами в оригинальных версиях: "Chime", "Halcyon", "Are We Here?", "The Box"... Кто знает, быть может Orbital наконец сделали полный круг в своем, безусловно, эпохальном творчестве и будущие релизы снова порадуют новизной и фирменным качеством IDM-музыки 90-х? I'll be waiting...
|